Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 3
МУНИЦИПАЛЬН
ОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛ
ЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД
№3
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 3
DN: C=RU, S=Свердловская область, STREET="
г. Красноуральск, ул. Ленина, 55а",
L=Красноуральск, T=Заведующая,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 3,
ОГРН=1026601214276, СНИЛС=02647626462,
OID.1.2.643.100.4=6618003301,
ИНН=661800926319,
E=swarm082009@yandex.ru, G=Ольга Юрьевна,
SN=Рязанова, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ
САД № 3
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2023-07-17 16:17:27
Foxit Reader Версия: 9.7.0
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ Детский сад № 3
/___________/ О. Ю. Рязанова
Приказ № _95___ от "__26__"августа2022г.
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа
«От звука к букве»
для детей в возрасте от 6 до 7 лет
срок реализации – 1 год
г. Красноуральск
2022 г.
Пояснительная записка:
Данная программа направлена на речевое развитие детей дошкольного
возраста и подготовки их к усвоению грамоты с максимальным
использованием собственной познавательной активности ребенка .
Программа разработана на основе авторской педагогической
технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е. В.
Колесниковой.
Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают
дошкольное учреждение и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее
значение для последующего систематического изучения родного языка.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным
элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и
развитию речи, когда в процессе игровой деятельности решаются разные
взаимосвязанные задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на
их основе осуществляется развитие связной речи.
Возраст 6-7 лет – характеризуется началом анализа звуковой стороны
устной речи. Звуковая и знаковая действительность сопряжены с овладением
детьми определенными грамматическими правилами, особенностями
русского языка, некоторыми элементами орфографии и др.
Основной целью программы является развитие фонематического слуха
у детей 6-7 лет и подготовки их к усвоению грамоты, развитие интереса и
способностей к чтению.
Основные задачи программы:
1.
2.
3.
4.
5.
1.
Познакомить с графическим изображением слова (моделированием)
Познакомить со слогом, слоговой структурой слова
Учить делить слова на слоги
Формировать и развивать звуко-буквен анализа
Развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в
словах;
2.
3. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации
4. Развитие графических навыков
Особенности программы:
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со
звуками, буквами, словами, которые помогут сформировать мыслительные
операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками
речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и
зрительно-двигательной координации.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими занятиями и
опытом детей и с последующими обучением. Методы обучения,
используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и
не дублируют школу.
В программе решается задача подготовки руки ребенка к письму на уровне
возрастных особенностей и включает в себя:
Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища)
Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук)
Формирование графических навыков
Для более качественного развития речи детей и систематического знакомства
с литературными произведениями занятия по ознакомлению с народным
творчеством и произведениями детской литературы распределены в течении
каждого года обучения через каждые 4-6 занятия
Условия реализации программы
Срок реализации программы – 1 год
Режим проведения занятий один раз в неделю.
В средней группе с детьми 4
6-7 лет - 32 занятия
Продолжительность занятия – 30 мин
Методы проведения занятия:
Объяснительно-иллюстративные
иллюстрированного материала )
методы
(беседа,
объяснение,
показ
Наглядные методы (показ видеоматериалов, иллюстраций)
Практические методы (дидактические игры, фонематические упражнения,
рисование, театрализация, упражнения для развития моторики)
Формы организации деятельности:
Индивидуально-групповая
Формы проведения занятия:
Занятие-игра, практические занятия, викторина
Формы оценки качества знаний:
Итоговое занятие – викторина
Условия приема – по желанию детей
Ожидаемые результаты
К концу учебного года ребенок умеет:
1. Правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в
словах, во фразовой речи
2. Определять место звука в слове: в начале, середине, в конце
3. Различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные. Звонкие и
глухие согласные звуки
4. Делит слова на слоги. Определять ударный слог, ударную гласную
5. Пользоваться графическим обозначением звуков
6. Произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание
7. Записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами
8. Составлять 4-5 предложений по картине, по серии картинок
9. Пересказывать простые сказки
10. Отвечать на вопросы по содержанию сказки
Способы определения результативности программы:
Итоговое занятие – викторина с целью закрепления и определения
полученных знаний и умений
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Учебно-тематический план
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Перечень разделов, тем
Кол-во часов
всего теоретические Практические
Звук и буква «А»
Звук и буква «О»
Звук и буква «У»
Звук и буква «Ы»
Звук и буква «Э»
Чтение слов из пройденных
букв –АУ, УА
Звук и буква Л.
Слияние слогов
Звук и буква «М», Ударение
Звук и буква Н. Слияние
слогов. Графические навыки.
Звук и буква Р. Слияние
слогов. Знакомство с
предлжением.
Закрепление пройденного
материала. Гласные и
согласные звуки и буквы.
Слияние слогов
Звук и буква Я.
Буква Ю
Буква Е
Буква Ё
Звук и буква И. слияние
слогов. Графические навыки
Закрепление пройденного
материала
Звуки Г-К, К-Кь, Г-Гь
Буквы Г, К
слияние слогов. Составление
и условная запись
предложения
Звуки Д-Дь, Т-Ть. Буквы Д-Т.
слияние слогов
Буквы В-Ф, Звуки В-Вь,
Ф-Фь. Слияние слогов,
графические навыки
1
1
1
1
1
1
10 мин
10мин
10мин
10 мин
10мин
10мин
20мин
20мин
20мин
20мин
20мин
20мин
1
10мин
20мин
1
1
10мин
10мин
20мин
20мин
1
10мин
20мин
1
-
30мин
1
1
1
1
1
10мин
10мин
10мин
10мин
10 мин
20мин
20мин
20мин
20мин
20мин
1
-
30мин
1
10мин
20мин
1
10мин
20мин
1
10мин
20мин
21. Буквы З-С.Звуки З-Зь, С-Сь.
слияние слоговГрафические
навыки
1
10мин
20мин
22. Буквы Б-П. Звуки Б-Бь, П-Пь.
слияние слогов
23. Буква Х. Звуки Х-Хь.
Слияние слогов
Графические навыки
24. Буквы и звуки Ж-Ш.
Слияние слогов
Графические навыки
25. Буквы и звуки Ч-Щ.
Слияние слогов
26. Звук и буква Ц. Слияние
слогов, графические навыки
27. Буква и звук И. слияние
слогов, графические навыки
28. Буква Ь. Составление
предложений по картинкам
29. Буква Ъ. Театрализация
30. Чтение слов, слогов,
предложений
31. Слияние слогов, составление
предложений по сюжетным
картинкам
32. Веселая азбука- викторина
Итого
июнь
июль
август
1
10мин
20мин
1
10мин
20мин
1
10мин
20мин
1
10мин
20мин
1
10мин
20мин
1
10мин
20мин
1
10мин
20мин
1
1
10мин
-
20мин
30мин
1
-
30мин
1
36
14
9
30мин
23
Содержание программы
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Тема
Программное содержание
№
п/
п
1. Звук и буква «А»
2. Звук и буква «О»
3. Звук и буква «У»
4. Звук и буква «Ы»
5. Звук и буква «Э»
6
Чтение слов из
пройденных букв –АУ,
УА
7. Звук и буква Л.
Познакомить со звуком и буквой А;
развивать артикуляционную и пальчиковую
моторику. Развивать фонематические
процессы: различение звукоподражаний и
бытовых шумов, выделение изолированного
звука А среди других, выделение звука в
начале слова
Учить различать понятия «звук» и «буква».
Познакомить с графическим изображением
звука «О». Формировать умение находить
звук в слове, называть слова на заданный
звук.
Учить различать понятия «звук» и «буква».
Познакомить с графическим изображением
звука «У». Формировать умение находить
звук в слове, называть слова на заданный
звук.
Познакомить с графическим изображением
звука «Ы». Учить различать гласные звуки по
силе голоса (тихо-громко). Научить выделять
звук Ы в середине и в конце слова. Учить
подбирать слово по первому заданному слогу.
Познакомить с графическим изображением
звука «Э». Упражнять в произнесении слов
сложной слоговой структуры, определять
ударный слог. Формировать умение находить
звук в слове, называть слова на заданный
звук.
Продолжать учить выделять среди звуков
гласные. Закрепить навык определения места
гласного звука в ударной позиции в слове
(начало, середина, конец). Закрепить понятие
о слогообразующей роли гласных; Учить
чтению слияния букв.
Познакомить детей со звуком «Л» и буквой
Л. Уточнить и закрепить артикуляцию
произнесения звука, учить выделять звук в
начале, середине, конце слова;
Учить выделять звук Л из слов, давать его
характеристику; закреплять умение
проводить звуковой анализ слова;
8. Звук и буква М.
Ударение
9. Звук и буква Н.
графические навыки
10 Звук и буква Р.
Знакомство с
предложением.
11 Закрепление
пройденного материала.
Гласные и согласные
звуки и буквы.
12 Буква Я
Познакомить детей со звуком «М» и буквой
М. Уточнить и закрепить артикуляцию
произнесения звука, учить выделять звук в
начале, середине, конце слова;
Учить выделять звук М из слов, давать его
характеристику; учить слиянию букв
Познакомить детей со звуком «Н» и буквой
Н. Уточнить и закрепить артикуляцию
произнесения звука, учить выделять звук в
начале, середине, конце слова;
Учить выделять звук Н из слов, давать его
характеристику.
Познакомить детей со звуком «Р» и буквой Р.
Уточнить и закрепить артикуляцию
произнесения звука, учить выделять звук в
начале, середине, конце слова; Учить
выделять звук Р из слов, давать его
характеристику; расширять и упражнять в
придумывании предложений с заданным
словом; закреплять умение проводить
звуковой анализ слова;
Развитие графомоторных навыков –
печатание буквы
Формировать у детей необходимый уровень
фонематических представлений;
- закрепить умение детей отгадывать загадки;
- закрепить умение детей составлять схемы
слов, делить слова на слоги и определять
количество слогов в слове;
- закрепить знания детей в обозначении
звуков на схемах цветовыми символами;
познакомить с буквой Я. Научить слухопроизносительной дифференциации звуков
А-Я
- объяснить детям о способе обозначения
мягкости согласных звуков
Упражнять в преобразовании слогов
Развитие
графомоторных
навыков
–
печатание буквы
13 Буква Ю
Познакомить с буквой Ю. Научить слухопроизносительной дифференциации слов со
звуками У-Ю
- объяснить детям о способе обозначения
мягкости согласных
Упражнять в преобразовании слогов
Развитие
графомоторных
навыков
–
печатание буквы
14 Буква Е
Познакомить с буквой Е. Научить слухопроизносительной дифференциации слов со
звуками Э-Е
- объяснить детям о способе обозначения
мягкости согласных
Упражнять в преобразовании и слиянии
слогов
Развитие
графомоторных
навыков
–
печатание буквы
Учить закрашивать предметы не выходя за
контур
Познакомить с буквой Ё. Научить слухопроизносительной дифференциации слов со
звуками О-Ё
- объяснить детям о способе обозначения
мягкости согласных
Развитие
графомоторных
навыков
–
печатание буквы
Учить
проводить
фломастером
по
пунктирным линиям
Познакомить с графическим изображением
звука «И». Учить различать гласные звуки по
силе голоса (тихо-громко). Научить выделять
звук И в начале, середине и в конце слова.
Учить подбирать слово по первому заданному
слогу. Упражнять в рисовании коротких и
длинных линий
Формировать у детей необходимый уровень
фонематических представлений;
- закрепить умение детей отгадывать загадки;
15 Буква Ё
16 Звук и буква И.
Графические навыки.
17 Закрепление
пройденного материала
- закрепить умение детей составлять схемы
слов, делить слова на слоги и определять
количество слогов в слове;
- закрепить знания детей в обозначении
звуков на схемах цветовыми символами;
18 Звуки К-Кь, Г-Гь и
буквы Г-К. Составление
и условная запись
предложения
19 Звуки Д-Дь, Т-Ть. Буквы
Д-Т.
20 Буквы В-Ф. звуки В-Вь,
Ф-Фь. Графические
навыки.
21 Буквы З-С. Звуки З-Зь,
С-Сь. Графические
навыки
22 Буквы Б-П. звуки Б-Бь,
П-Пь.
Познакомить детей с буквой «К» и буквой Г.
Уточнить и закрепить артикуляцию
произнесения звуков, учить выделять звуки в
начале, середине, конце слова; расширять и
упражнять в придумывании предложений с
заданным словом; закреплять умение
проводить звуковой анализ слова;
Учить выделять из ряда одинаковых по
слоговому составу отличное по звуковому
составу слово. Развитие графомоторных
навыков – печатание букв
Познакомить детей с буквой «Д» и буквой
«Т». Учить слухо-произносительной
дифференциации звуков Д-Т; закрепить
навык слогового и позиционного звукового
анализа слов. Учить выделять из ряда
одинаковых по слоговому составу отличное
по звуковому составу слово. Развитие
графомоторных навыков – печатание букв
Познакомить детей с буквой «В» и буквой
«Ф». Научить четко произносить звуки «В»,
«Ф», закрепить навык слогового и
позиционного звукового анализа слов. Учить
выделять из ряда одинаковых по слоговому
составу отличное по звуковому составу слово.
Развивать интонационную выразительность
речи. Развитие графомоторных навыков –
печатание букв
Познакомить детей с буквой «З» и буквой
«С». Научить четко произносить звуки «ЗЗь», «С-Сь», дифференцировать их на слух и
в произношении. Учить заменять звук в
словах на звук «С», «З» в разной позиции,
следить за изменением в нем одного звука.
Развивать интонационную выразительность
речи. Развитие графомоторных навыков –
печатание букв
Познакомить детей с буквой «Б» и буквой
«П». Учить слухо-произносительной
23 Буква Х. Звуки Х-Хь.
Графические навыки
24 Буквы и звуки Ж-Ш
графические навыки
25 Буквы и звуки Ч-Щ.
26 Звук и буква Ц.
графические навыки
27 Закрепление
пройденного материала
дифференциации звуков Б-П; закрепить
навык слогового и позиционного звукового
анализа слов. Учить выделять из ряда
одинаковых по слоговому составу отличное
по звуковому составу слово. Развитие
графомоторных навыков – печатание букв
Познакомить детей с буквой «Х» . Научить
детей дифференцировать правильное и
неправильное произношение знакомого слова
( с опорой на наглядность). Закрепить навык
слогового анализа и синтеза слов, учить
подбирать слова с определенным
количеством слогов. Продолжать учить
производить самостоятельно полный звукослоговой анализ коротких слов,
преобразовывать слова. Развитие
графомоторных навыков – печатание букв
Познакомить детей с буквой «Ж» и буквой
«Ш». Научить четко произносить звуки «Ж»,
«Ш», дифференцировать их на слух и в
произношении. Учить детей определять
последовательность звуков в слове,
совершенствовать навыки аналитикосинтетической деятельности, развивать звукослоговые представления. Развивать
интонационную выразительность речи.
Развитие графомоторных навыков –
печатание букв
Познакомить с буквами «Ч», «Щ». Научить
правильно произносить звуки «Ч», «Щ».
Развивать фонематические представления.
Упражнять детей в словообразовании. Учить
производить самостоятельно звуко-слоговой
анализ слов. Развитие графических навыков.
Познакомить с буквой «Ц». Научить
правильно произносить звук Ц.
Совершенствовать навыки звуко-слогового
анализа. Продолжать учить детей составлять
предложения с заданным словом, выделять из
текста слова с заданным звуком. Развитие
графических навыков (рисование
вертикальных и горизонтальных линий)
Формировать у детей необходимый уровень
фонематических представлений;
- закрепить умение детей отгадывать загадки;
- закрепить умение детей составлять схемы
слов, делить слова на слоги и определять
количество слогов в слове;
28 Буква Ь. Составление
предложений по
картинам
29 Буква Ъ. Театрализация
30 Закрепление
пройденного материала
31 составление
предложений по
сюжетным картинкам
32 Веселая азбука викторина
- закрепить знания детей в обозначении
звуков на схемах цветовыми символами
Объяснить детям, что буква Ь указывает на
мягкость согласного, буква Ь звук не
обозначает. Упражнять в сравнении пары
слов, преобразовании слов.
Объяснить детям, что буква Ъ указывает на
твердость согласного, буква Ъ звук не
обозначает. Упражнять в сравнении пары
слов, преобразовании слов. Продолжать
учить закрашивать различные предметы.
Продолжать учить работать со схемой слова,
развивать навык звуко- буквенного анализа;
продолжать учить записывать слово,
предложение условными обозначениями
Продолжать учить работать со схемой слова,
развивать навык звуко- буквенного анализа;
Закреплять умение произвольно управлять
пальцами и кистями рук.
Закрепить знания о звуках и буквах.
Закрепить умение подбирать слова на
заданный звук, определять место звука в
слове (навык звукового анализа) ;
Закреплять навык письма.
Учить использовать имеющиеся знания в
игре, общении.
Материальное обеспечение программы:
Раздаточный материал для индивидуального пользования – зеркала,
предметы для массажа пальцев, мольберт, ящик с песком
Методическое обеспечение программы
Карточки для артикуляционной гимнастики, карточки символы звуков,
карточки со стихами на автоматизацию звуков, игротека речевых игр, игры с
парными карточками, картинное лото, карточки-картинки со звуками,
магнитные буквы, развивающие игры «Воскобовича» (Снеговик, Ромашка,
Игровизор), демонстрационный материал «звуки, слоги, слова», учебнометодическая литература.
Литература:
1. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве. Обучение
дошкольников элементам грамоты». Рекомендовано учебнометодической лабораторией педагогики начального образования
Московского института открытого образования. Издательство Ювента.
Москва 2007г.
2. Сидорова У. М. Задания по развитию речи детей старшей группы ДОУ.
Творческий центр. Москва. 2010
3. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. – СПб.: Детство-Пресс,
2012
4. Бердышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском
садуМ.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011